Психология

Хочу быть счастливой и буду!

Счастье похоже на океан. Зачерпнешь в ладонь воды – и не знаешь, из каких она собрана морей, рек и ручейков. Но такое объяснение удовлетворяет только романтиков-философов. А натуралисты, юные и не очень, положили наши ощущения под микроскоп.

Оптимистом рождается каждый из нас – так запрограммировано природой. Центров удовольствия нам отмеряно на порядок больше, чем тех, которые «выдают» тоску, уныние и агрессию. Наше отношение к жизни формируется под действием людей, их мнений и обстоятельств.

Даже среди сверхрациональных людей, которые все раскладывают по полочкам и каждое меленькое дельце вносят в свой толстый ежедневник, находятся те, кто никогда не пытался «препарировать» счастье и удовольствие. Что это, собственно, такое? Как, почему и откуда именно оно возникает? Можно ли его контролировать? Ученых этот вопрос интересовал давно. Еще в 1951 году англичанин Уолдс обнаружил в мозгу животных центры удовольствия.

Если их стимулировали с помощью электрического тока, подопытным было приятно. Как выяснилось, у человека картина такая же. Причем центров удовольствия — десятки, а их антагонистов, центров отрицательных эмоций, — буквально единицы. По всей видимости, эволюция запрограммировала тебя на оптимизм, только ты не всегда об этом помнишь.

На уровне биохимии количество положительных эмоций определяется наличием того или иного количества серотонина (этот гормон счастья контролирует настроение, сон и аппетит). Чем короче световой день, тем меньше в твоем организме синтезируется серотонина. Это из-за него, точнее, из-за его дефицита, с сентября по апрель человечество мучается от «зимнего блюза».

Но если ты хочешь счастья — необязательно ходить с электродами в мозгу и тоннами потреблять глюкозу, чтобы выработать серотонин. Ведь это влияет, как говорят специалисты, лишь на поверхностный слой личности. Временно улучшить настроение подобным способом могут лекарства и нар котики. Но они не изменят мировоззрения и не научат счастью. Оставим ее в стороне, эту сложную нейронауку, и поговорим о более практичных инструментах, которыми пользуются психологи.

 

Так где же разумное, доброе, вечное?

Профессия психолога длительное время ассоциировалась со стрессами и депрессиями. Психология слишком долго занималась изучением того, что в наших личностях, отношениях и жизни плохо. Какие у нас слабости, чего нам не хватает и какие с нами случаются несчастья. Эта «старая» наука рассматривала человека как беспомощную, безынициативную жертву обстоятельств.

И вплоть до начала 90-х практически никто не занимался исследованиями в области положительных эмоций. К примеру, в немецком психологическом журнале Psychological Abstracts с 1967-го по 1994 годы появилось около 90 тысяч статей, посвященных депрессиям, тревогам, гневу, и лишь в 2 тысячах материалов речь шла о счастье и удовольствии.

Полтора десятилетия тому американский психолог Мартин Сэлигман и его соратники возглавили движение «Позитивная психоло гия», предлагая обратить внимание на сильные стороны и здоровый потенциал человека. Наконец-то их коллеги меньше будут копаться в причинах насилия и аутизма, обратившись к смелости, доброте, мудрости и творчеству. И вместо того чтобы лечить не дуги, займутся позитивными эмоциями, наслаждением, оптимизмом и счастьем.


Вижу цель, не вижу препятствий!

Как же формируются положительные эмоции? Русский академик Павел Симонов смог дать убедительный ответ на этот вопрос. Мы получаем их на пути к цели.

Когда цель поставлена, в твоей фантазии возникает идеальный результат. Например, ты нестерпимо хочешь замуж и представляешь в качестве жениха Киану Ривза. Когда в паспорте уже стоит штамп, ты сравниваешь реальный результат с идеальным. Совпадение (фамилия «Ривз» в «Специальных от метках») вызывает положительные эмоции. Несовпадение — блондинистая шевелюра, вьющаяся мелким бесом вместо аккуратной стрижки оттенка воронова крыла, — увы…

Чем более значима задача — тем большее удовольствие ты получишь.

Если механизм ее достижения был прост и заведомо известен, конечный результат едва ли вызовет блаженство.

Кроме того, академик-естествоиспытатель убеждает, что для обретения счастья, помимо цели, необходима неопределенность на пути ее достижения! Проще говоря: хочу похудеть, но кого спросить?

К примеру, что мы делаем, когда не можем удовлетворить потребность? Зачастую начинаем… есть. Получаем удовольствие от приема пищи, а реализацию самого желания, которое вызывает у нас неопределенное состояние тревоги, откладываем на потом. Иногда на 5 минут, иногда на 5 лет, а бывает, что и навсегда.

Случается, что путь от поставленной задачи до ее реализации невероятно долгий. А что если обозначенная цель вообще недостижима? Та же женитьба на уже женатом Киану Ривзе, с которым у тебя нет ни одно го общего знакомого? Так что, согласно здравому смыслу и теории Симонова, подобные цели лучше вообще перед собой не ставить — разочарование гарантировано.

 

Какова же стратегия счастья? Достаточно проста: определить для себя реальный план и последовательно идти к удовлетворению его конечного результата, наслаждаясь в пути про межуточными маленькими достижениями.

 

Крылья, ноги… граждане, кому нужен хвост?

В ходе множества экспериментов и исследований найден один однозначный вывод: богатство действительно не делает нас счастливее. Счастье не пропорционально количеству золотых унитазов в наших уборных, видимо, потому, что к хорошей жизни привыкаешь быстро и сравнивать себя начинаешь не с более бедными, а с теми, кто еще богаче тебя. Зато круг друзей, широта интересов и вера (к примеру, религия) могут поспособствовать счастью.

Британский экономист, профессор Освальд из Университета Уорика, подсчитал, сколько денег нужно человеку, чтобы компенсировать отсутствие друзей. Оказалось — почти $90 тысяч.

Также полагают, что можно измерить, на сколько счастливы люди. Не навскидку, а научно, по шкале. Пока что эта шкала не совершенна, но все еще впереди.

 

Все выше и лучше

Самый мощный поток счастья человек способен испытать от самовыражения.

Почему? Да потому, что оно находится на самой вершине пирамиды твоих потребностей. Эта наглядная схема, разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу полвека назад, по сей день не утратила актуальности.

По Маслоу, человеческая природа включает некую иерархию потребностей. Ты можешь не догадываться об их существовании, но если забудешь удовлетворить, это не добавит тебе оптимизма.

Фундамент классической иерархии — потребности физиологические: утоление голода, жажды, а также сон и секс. Следующие ступени — безопасность, любовь и дружба, уважение и престиж и, наконец, творческая реализация — удовлетворяются в том порядке, в котором представлены в пирамиде: от низшей к высшей.

Интересно, что нужды более высшего порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. И только планомерная реализация всех потребностей приводит человека на верши ну пирамиды — к полной самореализации.

© Womansy — женский сайт о красоте и здоровье

Leave a Comment